White Rabbit  («Белый кролик») — одна из самых известных песен в стиле психоделического рока. Песня "White Rabbit" была издана в июне 1967 года синглом с альбома Surrealistic Pillow. Песня добралась до восьмой строчки Billboard Hot 100, став вторым треком Jefferson Airplane в топ-10. Слова и музыка песни стали творением вокалистки группы Грэйс Слик, которую она сочинила когда еще выступала в составе The Great Society. Из этой группы Грэйс ушла на фоне злоупотреблений наркотиками участниками коллектива. Альбом Surrealistic Pillow летом 1967 взлетел на вершину хит-парадов, заняв третье место в американском Billboard Hot 100 и сделав Jefferson Airplane самой популярной группой Сан-Франциско. При этом, "White Rabbit" по словам басиста группы Кэсэди из американской версии альбома чуть не выкинули (трек не вошел в британскую версию альбома Surrealistic Pillow.) "У Грейс было две песни, которые она принесла с собой из "Великого общества", - сказал он, - Но "White Rabbit" была песней, которую мы не собирались оставлять на альбоме, потому что мы боялись, что ее никогда не выпустят, думали, что ее подвергнут цензуре. В итоге она стала большой проблемой, потому что попала на альбом, а затем расходилась по толпе, когда мы выступали вживую. В остальном, это была просто маленькая, две с половиной минуты, песня, которая была чем-то вроде прикола. Возможно, в конечном счете, само движение контркультуры только этим и было - игрой поколения на пороге взрослой жизни." White Rabbit со временем стала одной из главных песен легендарного «лета любви» 1967. Она с академической точностью проникла в идеалы субкультуры хиппи, быстро став гимном для целого поколения молодых людей, ищущих новый образ жизни, определенная часть которого была тесно связана с приемом галлюциногенов. Как однажды вспоминал Кэсэди: «На самом деле песня не была большим хитом, но это было в рамках культуры того времени". Хиппи искали новые способы познания реальности как коллектива. Они выступали за ненасильственный протест и проповедовали открытость и терпимость. Принимая черты предыдущих контркультурных движений, они практиковали открытые сексуальные отношения и искали духовного руководства за пределами иудео-христианской традиции, принимая буддизм, индуизм и другие восточные религии. Этот поиск духовного Просветления включал в себя использование галлюциногенных препаратов, таких как ЛСД, которые рекламировались как способ расширения сознания. «Белый Кролик» запечатлел все это менее чем за четыре минуты. Слова песни пронизаны отсылками к сказкам Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», фанатом которых Слик была с детских лет. Многие аллюзии в песне воспринимаются как явные намеки на употребление наркотиков. При желании, такой подтекст можно найти буквально в каждой фразе. По замыслу Слик, песня должна была стать «пощёчиной» для родителей, которые читают своим детям сказки, подобные «Алисе в стране чудес», а потом удивляются, почему их чада употребляют наркотики. По её мнению, сказки со счастливым концом для девочек подразумевают появление Прекрасного Принца-избавителя — но не в случае с Алисой, которая идёт своим путём в странной стране, ведомая любопытством — «Белым Кроликом». Строчка «feed your head» («заполняй голову») подразумевает чтение в равной степени, как и психоделики, повышающие внимание: читай, будь внимательна, будь любопытна. Вот что говорила сама Грэйс об этой песне: "Всем нам читали эти истории, где ты принимаешь какой-то препарат – и вот тебе замечательные приключения. «Алиса в Стране чудес» яркий тому пример. Она же просто под кайфом: становится слишком большой для комнаты, пока гусеница сидит на психоделическом грибе и курит опиум. В «Волшебнике из Страны Оз» они приземляются на поле опиумного мака, просыпаются и видят Изумрудный город. «Питер Пен»? Слегка посыпь голову кокаиновым порошком, и ты можешь летать." "Я бы не сказала, что «White Rabbit» представляет собой метафору для ЛСД. Скорее, песня повествует о любопытстве, преследующем вас на протяжении всей жизни. По сути, Белый кролик и есть ваше любопытство. Вспомните: Алиса по пятам следовала за ним, куда бы он ни шёл, и в итоге он привёл её к наркотикам, не так ли? А взять того же Питера Пена с позволяющей летать искристой пылью? Бросьте, во всех детских книжках пишется об этой чёртовой химии. И родители читали нам о ней, а мы и не подозревали, как здорово с её помощью можно проводить время." Однако, курящая кальян гусеница в рассказе Кэрролла — не столько прославление наркокультуры, сколько черта пейзажа, который не соответствует логике реального мира, который в «Алисе в Стране чудес» является синонимом детства. Слик интерпретировала это, используя образы "таблетки, которую дает тебе мама", чтобы прокомментировать то, что реальность человека - это просто реальность, в которую ему сказали верить родители и общество. Поэтому, когда Слик призывала молодежь Америки "feed you head", она не просто пропагандировала употребление наркотиков для поисков нового; она призывала молодых людей искать свою собственную, новую, независимую и открытую реальность. Грейс Слик подарила Jefferson Airplane два потрясающих вневременных хита — "Somebody to Love» и «White Rabbit», которые стали самым большим прорывом за всю историю существования группы. В апреле 1971 года власти штата Иллинойс включили песню White Rabbit в список «ориентированных на наркотики рок-записей». А спустя несколько десятилетий визитная карточка Jefferson Airplane была удостоена места в Зале славы рок-н-ролла и строчек в нескольких авторитетных рейтингах лучших композиций всех времен. #_song_story #osor_psych #osor_60s